Снижение налога на имущество (Обзор от ТПП РФ)

С 2018 года надо платить налог на имущество с движимых основных средств. Федеральной льготы для активов, которые приняли на учет с 1 января 2013 года, больше нет (ст. 381.1 НК РФ). Максимальная ставка по налогу с таких активов – 1,1 %.

Если регион не ввел свою льготу, налоговые платежи возрастут. Рассмотрим способы, которые помогут снизить налог на имущество, если в Вашем регионе льготы нет.

 

     
1 Покупайте имущество по частям. Имущество, которое входит в один комплекс, Вы вправе разбить на несколько инвентарных объектов.

Например, компьютер состоит из системного блока, монитора, клавиатуры, мыши и других приспособлений. Пропишите в учетной политике, что каждую часть учитываете отдельно.

§  Плюсы. Если стоимость составной части комплексного имущества не более 40 000 руб., то этот актив – не основное средство. А значит, под налог на имущество оно не попадает. Принимайте к бухучету подобные вещи (например, комплектующие для компьютера) как материалы.

Закон позволяет применять этот способ, например, в таких случаях:

ü  составные части имущества компания эксплуатирует в составе различных комплектаций.

Например, монитор присоединяют к разным компьютерам, а на принтере печатают информацию с 2-х и более компьютеров, а также используют его как ксерокс и факс;

ü  сроки полезного использования составных частей имущества существенно отличаются (абз. 2 п. 6 ПБУ 6/01, письмо Минфина России от 5 июня 2015 № 07-01-06/32581).

§  Минусы.

ü  При проверке не исключены претензии, но их можно оспорить. В арбитражной практике есть решения с выводами в пользу организаций. Например, определения ВАС РФ от 28 июня 2010 № ВАС-7601/10 и от 16 мая 2008 № 6047/08. В спорных случаях инспекторы должны опираться на эти выводы (письмо Минфина России от 25 декабря 2015 № 03-04-05/76160). К тому же неустранимые неясности и противоречия они обязаны трактовать в пользу налогоплательщиков (п. 7 ст. 3 НК РФ).

ü  Чтобы подстраховаться, некоторые компании растягивают покупку объектов, и их ввод в эксплуатацию во времени. Так проще доказать при проверке, что имущество работает самостоятельно и выполняет свои функции отдельно от других объектов.

2 Снижайте первоначальную стоимость. Вводите движимое имущество в эксплуатацию как можно раньше. Тогда некоторые затраты на него можно будет не включать в первоначальную стоимость, а списать на текущие расходы.

§  Плюсы. Чем меньше первоначальная стоимость, тем меньше налог на имущество. А если эта стоимость не более 40 000 руб., то платить налог на имущество вообще не надо. Активы с такой стоимостью учитывайте в составе материалов, независимо от срока их службы и других характеристик. Пропишите такой порядок в учетной политике для целей бухучета.

§  Минусы. Возможно, при проверке по налогу на имущество Вас спросят, почему Вы не включили какой-то расход в первоначальную стоимость. Заранее подготовьте документы, которые объясняют, что это законно.

3 Возьмите имущество в аренду. Просчитайте, какие активы Вам выгоднее арендовать, а не покупать. Учтите, что при аренде движимого имущества у компании на УСН или у сотрудника налога на имущество не будет даже у арендодателя.

§  Плюсы. По общему правилу арендатор налог на имущество не платит. Ведь он отражает арендованные основные средства за балансом на счете 001. Налог на имущество по активам, сданным в аренду, платит арендодатель. Ведь именно он остается собственником основных средств и продолжает учитывать их на своем балансе – на счете 01 или на счете 03 (ст. 608 ГК РФ).

ü  Исключения из общего правила – лизинг с учетом имущества на балансе арендатора и аренда предприятия как имущественного комплекса. Они названы в пункте 50 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 № 91н.

§  Минусы. Способ не выгоден, если расходы на аренду больше затрат на собственные активы (включая налог на имущество). Однако этот способ подойдет, если имущество необходимо не для постоянного пользования, а на время. По каждому активу принимайте решение отдельно.

ü  Если применяете в работе личную вещь сотрудника, то оформите не договор аренды, а компенсацию за использование личного имущества.

ü  Подготовьте подтверждающие документы и со всей суммы компенсации, которую согласовали с сотрудником, не платите НДФЛ и взносы.

4 Проведите переоценку основных средств.

 

§  Если в компании балансовая стоимость основных средств выше рыночной, проведите переоценку. Тогда будете платить налог на имущество со сниженной остаточной стоимости.

ü  Подтвердите новую стоимость документами: данными о ценах от изготовителя, статистической информацией, заключениями оценщиков, публикациями в Интернете и специальной литературе.

ü  Сделайте запись о переоценке в учетной политике.

ü  Решение о переоценке оформите приказом руководителя.

ü  Результаты переоценки отразите в акте в произвольном виде и внесите в инвентарные карточки или книги (формы № ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).

§  Плюсы. Переоценка в бухучете – это право, а не обязанность компании. Поэтому Вы вправе не проводить ее, если Вам это не выгодно (когда балансовая стоимость меньше рыночной).

ü  Если используете отчет независимого оценщика, убедитесь, что в нем нет ошибок. Инспекторы могут придраться, если оценщик нарушил правила Закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.

§  Минусы.

ü  Если решили проводить переоценку, в дальнейшем это придется делать регулярно (п. 15 ПБУ 6/01).

ü  За нарушение этого правила грозит штраф (ст. 120 НК РФ).

ü  В налоговом учете переоценку не делают, поэтому придется отражать разницу по ПБУ 18/02. К тому же не исключено, что потом рыночная стоимость имущества вырастет и тогда и налог на имущество увеличится.

§  Переоценку можно проводить с любой регулярностью, например раз в 2 года (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 июня 2016 № Ф10-1520/2016). Кроме того, Вы можете сами установить критерий существенности, при котором будете отражать результаты переоценки в бухучете, например 5 % (п. 11 ПБУ 4/99). Чтобы избежать претензий, пропишите эти условия в учетной политике.

§  Иногда переоценку делают не для бухучета, а по требованию других отраслей законодательства. Отражать ее в учете не обязательно (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2015 № Ф08-9322/2015).

5 Сбавьте срок службы подержанного имущества.

 

§  Если купили подержанный актив, установите срок его полезного использования с учетом периода эксплуатации у бывшего собственника.

ü  Подтвердите этот период документально, например, по форме № ОС-1.

ü  Выбранный срок службы установите приказом в произвольной форме.

§  Плюсы. Снизив срок полезного использования, Вы быстрее спишете стоимость основного средства с учета. В результате начисления по налогу на имущество будут меньше.

§  Минусы. Правила бухучета напрямую не разрешают снижать срок службы б/у имущества. Поэтому, возможно, при проверке потребуются пояснения. Компания вправе установить срок полезного использования с учетом предполагаемого физического износа (п. 20 ПБУ 6/01). Именно это правило позволяет вычесть срок эксплуатации имущества у бывшего собственника.

6 Примите актив в уставный капитал.

 

Учредитель вправе внести основное средство в уставный капитал по стоимости, которая меньше покупной. Ведь в этой ситуации первоначальная стоимость объекта – это стоимость, которую компания согласовала с учредителем (п. 9 ПБУ 6/01). Это правило тоже помогает экономить.

§  Плюсы. С учредителем (участником, акционером) можно договориться. Завысить стоимость он не сможет, так как согласованная стоимость не должна превышать рыночную цену объекта по заключению независимого оценщика (п. 3 ст. 34 Закона от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ, п. 2 статьи 15 Закона от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ и п. 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса РФ).

ü  Цена учредителя по объективным причинам может быть ниже рыночной. Например, потому что имущество было у него в употреблении.

ü  Безопаснее обосновать причины в акте, иначе инспекторы при проверке могут заподозрить, что учредитель намеренно уменьшил цену, чтобы занизить налог.

§  Минусы. Если оценщик определит рыночную стоимость выше согласованной, инспекторы могут потребовать принять имущество к учету по оценочной стоимости. Арбитражная практика по этой проблеме неоднородна. Некоторые судьи считают, что таких оснований у инспекторов нет (постановление ФАС Поволжского округа от 6 октября 2015 № Ф06-534/2015). Другие судьи поддерживают проверяющих (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 апреля 2009 № А79-6685/2008).

7 Поменяйте способ амортизации.

 

§  Кроме линейной амортизации, применяйте в бухучете и более выгодные варианты:

ü  способ уменьшаемого остатка пропорционально объему продукции или по сумме чисел лет срока службы (п. 18 ПБУ 6/01).

ü  Не обязательно применять один способ ко всем видам имущества. Методы амортизации разных групп основных средств (здания, оборудование и т. п.) могут не совпадать.

§  Плюсы. Все 3 способа позволяют в первые годы амортизировать основное средство быстрее, чем при линейном способе.

ü  Метод уменьшаемого остатка выгоден для имущества, которое быстро морально устаревает, и можно применять повышающий коэффициент 3,0 (п. 19 ПБУ 6/01).

ü  Метод амортизации пропорционально объему продукции – самый экономически обоснованный. Применяйте его, когда можно точно определить отдачу от основного средства в течение срока его службы. Способ учитывает специфику разного имущества и разных видов деятельности.

§  Минусы.

ü  Высокая трудоемкость расчетов.

ü  Разница между бухгалтерским и налоговым учетом, которую надо отражать по ПБУ 18/02.

ü  При методе уменьшаемого остатка период полного погашения стоимости основного средства превышает срок его полезного использования.

 

  • Как не платить налог на ЕНВД и в обособленном подразделении.

 

Способ Плюсы Минусы
Переведите на ЕНВД вид бизнеса, в котором много движимого имущества.

Например, транспортные перевозки (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ)

Плательщики ЕНВД освобождены от налога на имущество (кроме налога с кадастровой стоимости), если используют его на спецрежиме (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Способ возможен, если ЕНВД для вида деятельности предусмотрен в НК РФ и введен в регионе, компания отвечает всем требованиям и подала заявление в ИФНС.
Откройте обособленное подразделение с отдельным балансом в регионе, где с 2018 года есть льгота.

Передайте часть движимого имущества туда по накладной на внутреннее перемещение.

Налог на имущество с основных средств обособленного подразделения с отдельным балансом начисляют по ставке того региона, в котором оно находится (ст. 384 НК РФ). Постановка на учет в ИФНС, отдельный бухучет и документы, изменения в уставе, специфика уплаты налогов. Если перевод формальный, могут обвинить в схеме ухода от налога

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *